Если рассмотреть динамику развития новейших технологий в автомобилестроении, то можно отметить тот факт, что огромными шагами происходит изменение системы впрыска в дизельном автомобиле. Данная тенденция обусловлена многими факторами – это введение более жестких экологических требований, увеличе-ние экономичности автомобиля, улучшение его тяговых характеристик и т.д.
Первая система впрыска и топливный насос высокого давления (ТНВД) изобретенный
R. Bosch, уже сильно изменился как внешне, так и самой системой впрыска. Подавляющее большинство авто-мобилей Западной Европы оснащены ТНВД не с механическими регуляторами, а ТНВД с электронной систе-мой управления, которой управляет ЭБУ автомобиля и более совершенными системами Common Rail.
В одном ряду с легковыми автомобилями оснащенными дизельными двигателями стоят и грузовые автомобили, что может быть удивительным для не специалиста. Необходимо отметить тот факт, что введение жестких экологических требований в Европе, привело к запрету въезда на территорию этих стран автомобилей Российского производства, что в сою очередь подстегнуло наших производителей топливной аппаратуры к раз-работке ТНВД и систем соответствующих нормам Euro1, Euro2. Которыми сейчас вплотную оснащаются такие автомобили как МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ и многие другие.
Если углубиться в рассказ о системах впрыска и новых моделях ТНВД, то совсем не останется места рассказать о оборудовании которое необходимо для обслуживания дизельных двигателей и топливной аппара-туры, а это не это маловажный этап в работе любого автомобиля, начиная с сохранения его эксплутационных характеристик и заканчивая соответствия всем нормам предъявленным к дизельным автомобилям.
Одним из авторитетных производителей оборудования для оснащения участков по ремонту дизельной-топливной аппаратуры и дизельных двигателей является завод ОАО «МОПАЗ» ( «Малоярославецкий Опытно Производственный Акционерный Завод» ). Рекомендациями оборудования которое он производит можно зару-чится у таких гигантов производителей топливной аппаратуры и дизельных двигателей как ОАО «ЯЗДА» ( «Ярославский Завод Дизельной Аппаратуры»), ОАО «ЯЗТА» ( «Ярославский Завод Топливной Аппаратуры» ), ОАО «Автодизель» ( «Ярославский Моторный Завод» ). Корни завода «МОПАЗ» уходят глубоко в прошлое, начиная свою деятельность 78 лет назад как артель «Красный металлист», предприятие является сегодня фак-тически единственным поставщиком всего спектра оборудования для диагностики и ремонта дизелей. Тем бо-лее сама за себя говорит торговая марка предприятия «Доктор Дизель», зарегистрированная в 2000 г., под кото-рой выпускается весь спектр оборудования. На всю продукцию получены сертификаты соответствия качеству.
Одним из основных инструментом на участке по обслуживанию топливной аппаратуры является стенд для диагностики и регулировки ТНВД. ОАО «МОПАЗ» производит 5!! Типов стендов ( ДД-1000, ДД-1001, ДД-1002, ДД-1005, ДД-1006), учитывая все возможные требования потребителей начиная с автосервиса который обслуживает импортные легковые автомобили, заканчивая крупными транспортными компаниями и судовыми ремонтными заводами. Оборудование отличается универсальностью, что немаловажно на сегодня. На стендах можно проводить диагностику и регулировку как отечественных так и импортных ТНВД. С помощью стенда можно проводить сведущие измерения: величина и равномерность подачи топлива секциями (производитель-ность насосных секций), частота вращения вала ТНВД в момент начала действия регулятора; частота вращения вала ТНВД в момент прекращения подачи топлива, давление открытия нагнетательных клапанов, угол начала нагнетания и конца подачи топлива по повороту вала ТНВД и чередование подачи секциями ТНВД, угол дейст-вительного начала и конца впрыскивания топлива (при диагностировании), характеристика автоматической муфты опережения впрыска, поддержание заданной температуры.
По техническим характеристикам они являются приоритетными при выборе ( см. таблицу ), они ни чуть не уступают импортным аналогам, а уступают только в стоимости.
На стендах моделей ДД-1000, ДД-1001, можно проводить диагностики самых распространных ТНВД: дизелей типа ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240, ЯМЗ-8401.10, ЯМЗ 850, ЯМЗ 7511, ЯМЗ 845.10, ЯМЗ 8421.10, ЯМЗ 84 23.10, ЯМЗ 84 24.10, ЯМЗ-236 БЕ(НЕ), ЯМЗ-236 М2, ЯМЗ-236А, КамАЗ-740, КамАЗ 7408, ЗИЛ-645, ЗИЛ-0550, ГАЗ-5424, ГАЗ-5441, КДЗ-744, Д-65, Д-260, 64НСП 18/22, 6ДМ-21А, ДГР 200/750, Д-245.12, СМД-31, СМД-31Б, СМД-62, СМД-62АТ, СМД-31/32, А-01М, А-01 МЛ, А-01 МТГ, А-41Е, Д-440, СМД-60, СМД-72, СМД-64, ТНВД двигателей дизель-генераторов типа 336, 366, 776. ТНВД типа ТН, УТН, НД, 4УНТМ, ЛСТН, Д6, Д12 . ТНВД типа PVA, PVB, PESA, PEA, PECM, PPM(f), JPH, WSK, PES, CAV, BOSCH VE.
После введения в производство Ярославскими заводами топливной аппаратуры соответствующей нор-мам Euro 1, Euro 2, ОАО “МОПАЗ” изобрел и внедрил в производство стенды новой серии ДД-1002, ДД-1005 на которых можно проводить диагностику семейства ТНВД «Компакт 40» типа 133, 135, 173, 175, 185, семей-ства «Компакт 32» типа 363, 773,V-образного семейства типа 337, 324 с цикловой подачей до 250 мм3 , давле-нием впрыска до 150 МПа и всей остальной аппаратуры диагностируемой на стендах ДД-1000, ДД-1001.
Стенды серии ДД-1002, ДД-1005 отличаются не только мощность привода но и усовершенствованием своих эксплутационных характеристик, а именно изменением системы измерения производительности насос-ных секций. На стенде ДД-1002 измерение производительности насосных секций ТНВД производится на без-мензурочном мерном блоке с помощью электроники и выводом данных на экран монитора компьютера. На стенде ДД-1005 устанорвлена систему измерения в виде фронтального расположения форсунок в мерном блоке. Стенды так же имеют автономную систему термостабилизации топлива, встроенную систему пневмокоррекции для ТНВД с корректорами по наддуву и систему смазки для ТНВД с циркуляционной системой смазки.
Так же предприятие не забыло судоремонтные заводы и крупные карьерные управления. Для их задач разработан стенд модели ДД-1006 с возможностями диагностики и регулировки ТНВД дизелей большой мощности с цикловой подачи до 1000 мм/цикл и диаметром плунжера до 16 мм, типа БЕЛАЗ (120т) с двига-телями 8ДМ, 6ДМ, В8РА, а также ТНВД судовых и тепловозных дизелей.
Одним из крупных производителей дизельных двигателей является Коломенский завод, продукция ко-торого востребована даже на Западе, а именно двигатели моделей Д-49. Такие двигатели получили огромное распространение в тепловозостроении, судах, дизель-генераторах, автомобилей БЕЛАЗ. Для обслуживания ТНВД установленных на этих двигателях ОАО «МОПАЗ» сегодня разрабатывает стенд модели ДД-1007, кото-рый в ближайшее время будет внедрен в производство.
По мимо этого завод предлагает весь спектр оснастки для диагностики и ремонта практически всего спектра ТНВД и двигателей отечественного и импортного производства.
Рассмотрим образцы диагностического оборудования: первоначальный этап это проведения диагно-стики состояния цилиндро-поршневой группы двигателя, с помощью дизельного компрессометра. Для этих завод предлагает два типа приборов моделей ДД-4200, ДД-4210. Которые предназначены для сервисного об-служивания ДВС и поиска неисправностей. Он позволяет контролировать работоспособность отдельных ци-линдров ДВС путем регистрации максимального давления сжатия (компрессии) в режиме стартерного пуска. Модели различаются только наличием фальш-форсунок для измерении компрессии в различных типах авто-смобилей. ДД-4200 предназначен для дизелей отечественного производства, ДД-4210 предназначен для дизелей импортного производства и имеет в наличии 14 различных фальш-форсунок с помощью которых можно охва-тить практически весь спектр импортных дизелей. Для более точной оценки состояния цилиндро-поршневой группы необходимо применять Анализатор герметичности цилиндров (АГЦ-2), моделей ДД-4100, ДД-4120 . В основе работы АГЦ-2 лежит вакуумный метод оценки пневмоплотности цилиндропоршневой группы. При ди-агностики двигателя при помощи АГЦ-2 производится замер следующих параметров:
Р1 – значение полного вакуума в цилиндре
Р2 – значение остаточного вакуума в цилиндре
Замеры параметров Р1, Р2 проводятся прибором через форсуночные отверстия в процессе вращения двигателя стартером ( 3-4 сек.). По величине значения полного вакуума в цилиндре Р1 оценивается степень износа гильзы цилиндра, а та же плотность закрытия клапанов. По величине значения остаточного вакуума Р2 оценивается состояние износа и выявляется закоксовка поршневых колец, поломка колец или перегородок в кольцевой ка-навке поршня. Данные модели предназначены соответственно для отечественных и импортных дизелей.
Для проверки соответствия регулировок двигателя и опять же для оценки состояния двигателя приме-няются дымомеры. Прибор контролирует дымность дизельного двигателя в единицах коэффициента поглоще-ния (м-1) и коэффициента ослабления. Завод "МОПАЗ" предлагает портативные дымомеры 01МП, 01МП.01, без выхода на печатающее устройство и с выходом соответственно. Данные модификации дымомеров зареко-мендовали себя в работе с положительной стороны, а по критерию "цена-качества" лидирают среди своих аналогов.
Завод предлагает прибор ДД-2110 который позволяет диагностировать практически все типы дизель-ных форсунок и проводить следующие измерения: давление начала впрыска и качество распыления топлива, герметичность запорного конуса (по появлению капли топлива на носике распылителя), гидроплотность по за-порному конусу и направляющей цилиндрической части. Так же для экспресс оценки форсунок без снятия с двигателя можно использовать механотестер топливной аппаратуры ДД-4500, который позволяет провести оценку не только форсунок, но и оценить состояния плунжерных пар и нагнетательных клапанов ТНВД. Так же не плох в работе прибор для оценки технического состояния плунжерных пар ДД-2115 (ПО-9691), снятых с ТНВД или приобретенных для замены, т.к. в последнее время на рынке появилось достаточно большое количе-ство восстановленных плунжерных пар и определенный процент брака использование данного прибора позво-лит предотвратить установку некачественных запчастей.
Для диагностики ТНВД распределительного типа дизельной системы впрыска с электронным управлением, применяется специальная приставка модели ДД-3800, которая позволяет сымитировать работу электронного блока управления автомобиля и поддерживать обратную связь с ТНВД, применяется для только для насосов типа Bosch VE, с резистивным или индуктивным датчиком.
Не стоит забывать о том, что при ремонте ТНВД необходимо иметь в наличии специальный инстру-мент который позволяет проводить сборку, разборку и регулировку ТНВД. Завод несколько типов ДД-3300 на-бор спец. инструмента для обслуживания ТНВД автомобилей КАМАЗ, ДД-3400 набор спец. инструмента для обслуживания ТНВД типа 4ТН, 6ТН, ЛСТН, УТН-5 дизелей типа ЯМЗ-238, ДД-3700 набор спец. инструмента для обслуживания ТНВД типа BOSCH VE.
Так что развитие топливной аппаратуры для дизельных двигателей не стоит на месте и КБ "Малояро-славецкого Опытно Производственного Акционерного Завода" тоже.