Статьи в разделе АГНКС
Вернуться

Нижегородцы жмут на газ


Речь в первую очередь идет о тракторах К-700, Т-150, МТЗ, автомобилях МАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, поскольку они наиболее распространены в эксплуатации сегодня в области, к тому же давно уже отработана надежная технология перевода их с обыч­ного горючего на природный газ.

«Конечно, такое удовольствие обходит­ся недешево, - рассказывает один из раз­работчиков новой программы, начальник отдела механизации сельхозпроизводства министерства сельского хозяйства и продо­вольственных ресурсов области В.Белякин. - Требуется не менее 250 тыс. руб., чтобы пе­ревести тракторы К-700 и Т-150 на новый вид топлива. В этой программе сейчас участвуют 19 хозяйств из 22 районов области, где на­мерены уже на первом этапе перевести 700 тракторов с солярки на более дешевый газ».

Участие в этой программе - дело сугубо добровольное. В каждом хозяйстве перед тем, как решиться на такую затратную меру, тщательно взвешивают свои финансовые возможности. Чаще всего берут льготный банковский кредит, где 2/3 ставки рефинан­сирования ЦБ РФ возмещается хозяйствам за счет областного бюджета. Всего по пред­варительным подсчетам в области для пе­ревода сельхозтехники на КПГ потребуется не менее 360 млн. руб.

И все же игра, как говорится, стоит свеч. Дело в том, что стоимость солярки и бензи­на постоянно растет, такая тенденция, по­хоже, сохранится и в перспективе. Не слу­чайно во многих странах настойчиво ищут пути для применения альтернативного мо­торного топлива - газа. Что касается Ниж­него Новгорода, то по городским улицам давно уже ездят автомобили на сжиженном углеводородном газе (СУГ). Недостаток это­го вида моторного топлива состоит в том, что это топливо - невысокого качества, потому что получают его из отходов нефте­химии. Как показывает практика, мощность двигателя при этом снижается, а «дыхание» автомобиля не самое чистое.

Поэтому на селе с самого начала реши­ли применять в качестве моторного топли­ва не СУГ, а сжатый природный газ (КПГ), как наиболее выгодный и, что особенно важ­но, экологически чистый. Как подчеркнул В.Белякин, при приобретении новой тех­ники предпочтение в хозяйствах отдается импортным тракторам, которые при работе на этом газе полностью сохраняют свою вы­сокую эффективность.

Одним из первых стал переходить на новое топливо СПК «Ждановский», где в порядке эксперимента еще два года назад переоборудовали все легковые автомоби­ли, обслуживающие специалистов. Кстати, денег понадобилось не так уж много - по 20 тыс. руб. на каждый автомобиль. Первый опыт оказался вполне удачным - если пре­жде в хозяйстве на покупку бензина Аи-92 тратили в месяц до 100 тыс. руб., то теперь затраты снизились вдвое.

«Вообще-то идеей перевода техни­ки на газомоторное топливо я загорелся не сразу, - говорит руководитель СПК «Ждановский» В.Кисляков. - Вместе с В.Белякиным мы съездили в несколько ре­гионов, убедились, что дело это стоящее, перспективное. Вслед за легковыми авто­мобилями теперь переводим на газовое топливо остальной автопарк. Признаться, поначалу кое-кто из водителей встретил «в штыки» такое новшество - ведь в конце дня газ в отличие от дефицитного бензина из бака «налево» не сольешь».

Чтобы окончательно переломить ситу­ацию, некоторое время назад по приказу В.Кислякова всем водителям была повы­шена зарплата на 15%. Причем, сделано это было как раз за счет той экономии, которая была достигнута в гараже после перевода на газовое топливо.

Однако остается одно большое неудобс­тво - заправляться автомобилям теперь приходится на газозаправочной станции ООО «Волготрансгаз», которая находится в 25 км от центральной усадьбы, а это немалые дополнительные холостые пробелы транспорта.

Поэтому в хозяйстве сейчас строят собственную газонаполнительную станцию. Она будет расположена очень удачно - неподалеку пролегает газопровод, из которого предварительно сжатый под большим давлением метан закачивается в металлические баллоны. В зависимости от вида техники на ней будут устанавливаться до 10 баллонов, чтобы топлива хватало до конца рабочей смены.

Сейчас на станции ведутся пускона-ладочные работы, в этом году она долж­на вступить в строй. Поэтому появляется возможность в ближайшее время начать в хозяйстве перевод на газ тракторного парка, в котором насчитывается более 30 ед. Правда, в этом хозяйстве, специали­зирующемся на выращивании овощей, в основном используются тракторы МТЗ, на переоборудование которых потребуется несколько меньше средств - до 80 тыс. руб. Для реализации этого проекта в СПК «Жда­новский» взяли банковский льготный кре­дит в 8 млн. руб. сроком на три года.

«Хотя газ в последнее время несколь­ко подорожал, это нас не останавливает, - продолжает В. Кисляков. - Судите сами: стоимость 1 л солярки доходит до 20 руб., а 1 м3 газа на своей станции обойдется примерно в 10 руб. Поскольку рядом про­легает оживленная республиканская авто­трасса, рассчитываем со временем на га­зонаполнительной станции организовать свой бизнес - заправку стороннего авто­транспорта. Думаю, со временем от клиен­тов не будет отбоя. Тем самым появляется возможность заработать солидные средс­тва для погашения кредита, а вся станция должна окупиться за 2-3 года. Кстати, мы заранее предусмотрели станцию блочно­го типа - если бизнес потребует, ее можно быстро расширить, увеличив пропускную способность заправки автотранспорта».

Пока в новой целевой программе участвуют наиболее сильные хозяйства Нижегородской области, у которых имеют­ся необходимые финансовые ресурсы. И хотя число их пока невелико, именно они в свое время подтолкнули областных чинов­ников к разработке «газовой» программы для села. Аграрный министр Леонид Седов в своем докладе на заседании областного правительства привел такой убедитель­ный пример: в СПК «Власть Советов», ко­торый находится в глубинке, планируют перевести на газомоторное топливо 15 грузовиков и 21 трактор, для этого необходимо  построить  газонаполнительную станцию, приобрести  36 комплектов газового оборудования.

Поскольку хозяйство это весьма круп­ное, зерновое, тут немалые расстояния до дальних полей. Поэтому предусматривает­ся покупка передвижного газозаправщи­ка. Все затраты составят около 17 млн. руб. После перехода на новое дешевое топли­во ежегодная экономия средств на ГСМ составит 5 млн. руб. Все затраты окупятся в течение 3,5 лет. При этом себестоимость сельхозпродукции снизится на 8%.

Было бы неверным утверждать, что всех участников программы ждут только лавры. В СПК «Таремское» давно готовы к газификации сельхозпроизводства, но не могли пробить в чиновничьих кабинетах лимиты на газ, хотя газовая труба проле­гает недалеко. Выход помогли найти сосе­ди с Павловской птицефабрики, которые недавно протянули к себе трубопровод и тем самым обеспечили газом СПК «Тарем­ское». Сейчас тут начинают подготовку к строительству своей станции.

Как уже отмечалось, новая программа содержит два направления - наряду с пе­реводом на газ автотракторной техники предусматривается также реконструкция большого количества зерносушилок. В ближайшее время намечается перевести с мазута на газ два с половиной десятка зер­носушилок, в последующие два года - по 47 агрегатов. На это потребуется 150 млн. руб. Деньги солидные, но в хозяйствах идут на такие затраты.

Дело в том, что нижегородцы в пос­ледние годы получают по 1 млн. т зерна и более, при этом приходится засыпать на семена свыше 100 тыс. т, на фуражные цели - 300-400 тыс. т, остальное идет на продо­вольственные цели. Чтобы справиться с такими немалыми зерновыми потоками, без мощного сушильного хозяйства никак не обойтись. Надо ли говорить, что убороч­ные работы зачастую совпадают с осенней непогодой, что осложняет проблему со­хранности урожая. Кстати, в крупных зер-носеющих хозяйствах давно имеются су­шильные установки, но они слишком много потребляют дефицитной солярки.

Теперь ситуация самая благоприятная для улучшения экономики зернового про­изводства - его можно достичь с помощью газовых сушилок. По расчетам, перевод 113 сушилок на газ позволит нижегородцам уменьшить сезонные затраты по каждой из них на 160 тыс. руб., а ежегодный экономи­ческий эффект составит около 20 млн. руб.

Правда, на реализацию всей программы потребуется 614 млн. руб. Это может отпуг­нуть сегодня многие средние хозяйства, у которых на счетах нет больших денег. Поэ­тому в программе предусмотрена важная мера - компенсация из бюджета 50% затрат, связанных с газификацией сельхозпроиз­водства.

На одной из недавних встреч нижего­родского губернатора с местными аграри­ями прозвучал призыв к остальным хозяйс­твам поскорее включаться в новую газовую программу, что позволит поднять эффек­тивность сельскохозяйственного произ­водства. А что касается денег, то губернатор твердо пообещал: «Я их обязательно вам найду».

Похоже, что нынешний немалый раз­мах, с которым нижегородцы приступают к переводу сельскохозяйственной техники, позволяет им с уверенностью смотреть в будущее.




наверх
 
© 2000 - 2022 АО "МОПАЗ" Тел./факс: (48431) 2-68-90 E-mail: mopaz@mopaz.ru
 
Rambler's Top100