Уже 4года правительство пытается решить вопросы по внедрению программы перевода автомобилей на газовые двигатели, работающие на компримированном природном газе (КПГ) метан. Что для этого только не делается: проводятся всевозможные пробеги, проводят презентации, встречи. Мы попытались разобраться: всё ли для этого есть сегодня, и готова ли страна использовать самое дешёвое топливо для транспорта или всё-таки есть для этого определённые "тормоза".
Как известно, подавляющее большинство действующих АГНКС было построено в период с 1986 по 1994 годы. Срок службы станций приближается к 25-30-летнему сроку эксплуатации. Несмотря на внушительный возраст АГНКС, значительная часть основного оборудования -компрессорных установок -выработала часть ресурса.
Появилась необходимость реконструкции или модернизации большинства действующих АГНКС. Могу сказать, что производитель известных в то время АГНКС после развала СССР остался на Украине. Технологии тех времён работают до сих пор, но время идёт. И что же сегодня? Оказалось, что существует целая программа "Развитие газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе на 2007-2015 гг." В ряде итогов этой программы бизнес идёт вперед. И недавно открывшийся единственный пока в России сервисный центр в Набережных Челнах по переоборудованию автомобилей КАМАЗ двигателями, работающими на метане- наглядное подтверждение тому.
А ведь такие центры и заправочные станции должны быть в каждом регионе, но на практике они отсутствуют. Недавно прошёл 3-й автопробег автомобилей, работающих на газе метан. Организаторами автопробега выступили ОАО "Газпром" и их дочерние предприятия, в автопробеге приняли участие легковые и грузовые автомобили ведущих мировых автопроизводителей: АВТОВАЗ, КАМАЗ, ЛИАЗ, УК "Группа ГАЗ", ООО "Фольксваген групп рус", "Мерседес", "Ивеко", "Опель", Scania и др. Открытые мероприятия, региональные конференции, встречи и брифинги, организованные в процессе движения колонны газобалонного транспорта по маршруту следования позволили оценить перспективность такого вида транспорта заинтересованным муниципальным образованиям и коммерческим автотранспортным предприятиям.
Но практически на всех пресс-конференциях возникал один и тот же вопрос, что не хватает заправочных станций. Всего в России работают 255 станций, в планах "Газпрома"-комплексная целевая программа на постройку ещё двухсот. В одном из интервью генеральный директор компании "РариТЕК" Рафаэль Батыршин привёл пример: на
И, по-видимому, приезд на предприятие президента Республики Татарстан Рустама Минниханова был призван дать ускорение внедрения газобаллонного оборудования. Единственное, отметил Минниханов, для полноценного развития проекта в республике. необходимо будет параллельно создавать систему "сервисного сопровождения" газовой техники, ведь, к примеру на весь город Набережные Челны имеется всего одна газозаправочная станция. А если количество потребителей "техники будущего" станет расти, нетрудно догадаться, что её возможностей не хватит, чтобы обслужить всех желающих. Для сравнения -по программе Узбекнефтегаз только в 2011 году планируется построить и запустить 100 станций АГНКС, и перенести на заправку газом метан до 2015 года 500 тыс. автомобилей при эксплуатации 352 заправочных станций АГНКС.
Но у нас в России почему-то без вмешательства президента или премьера вопросы не решаются, и на сегодня движение по внедрению идёт замедленными темпами.
Между тем, построить АГНКС не сложно было бы желание. Оборудование для них производит одно из предприятий в России- завод "МОПАЗ" в Малоярославце, о котором мы уже рассказывали в предыдущих публикациях. Вкратце напомним, что на
"Мопазе" выпускают сервисное и диагностическое оборудование мировых стандартов. А сейчас выяснилось, что завод имеет Международный сертификат качества по производству АГНКС. В чём выражается наличие сертификата и что он даёт? Он показывает, что при разработке оборудования используется передовой
мировой опыт, в частности при разработке САУ (систем автоматического управления)АГНКС уделили основное внимание следующим аспектам:
- совместности с другими системами автоматики;
- минимизации стоимости комплексной автоматизации и сроков реконструкции и модернизации объектов;
- возможности поэтапного расширения и объёмов автоматизации.
Система автоматизированного управления АГНКС обеспечивает:
- управление компрессорными установками и их вспомогательными механизмами, а также исполнительными механизмами и блоков осушки газа АГНКС в соответствии с заданным алгоритмом работы в режимах определения предпусковой готовности автоматического или ручного пуска и останова, регенерации, охлаждения, аварийного останова, отладки;
- экстренную остановку АГНКС при возникновении критических неполадок в системе управления;
- взаимодействие с системами контроля загазованности, пожарной сигнализации и системой контроля влажности КПГ;
- автоматическое поддержание давления газа в аккумуляторе согласно заданным установкам;
- непрерывную защиту оборудования АГНКС по значениям технологических параметров;
- резервирование наиболее важных управляющих сигналов;
- отображение на мнемосхемах и управление с пульта оператора ходом технологического процесса, выдачу световых и звуковых предупредительных и аварийных сигналов;
- непрерывный контроль исправности каналов измерения и управления САУ АГНКС;
- возможность проверки метрологического контроля и аттестации каналов измерения САУ АГНКС;
- ведение различных типов текущих и аварийных архивов данных о ходе технологического процесса;
- создание различных видов отчётов;
- разграничение прав доступа к системе в зависимости от категории.
Кроме выше сказанного есть и особенности САУ АГНКС, которые нельзя не отметить.
Компактный дизайн- система располагается всего в одном шкафу, что позволяет уменьшить количество связей и таким образом повысить надежность САУ; облегчить монтаж, наладку и обслуживание системы; сконцентрировать внимание оператора на одной мнемосхеме, мониторе или пульте оператора, снизив количество ошибок при считывании данных и выдаче команд управления исключить из системы аппаратные и программные компоненты связи между шкафами, устранив потенциальные источники сбоев и ошибок; освободить дополнительное место в операторной.
Надежные компоненты -система состоит из модулей, которые выпускаются компаниями, завоевавшими на международном рынке репутацию надежных поставщиков современного оборудования.
Открытые стандарты - бесплатная операционная система Linux международный стандарт МЭК 61131-3 и открытый протокол ОРС позволяют разрабатывать программное обеспечение, "прозрачное" для конечного пользователя (то есть наличие свободно распространяемой, широкодоступной и полной документации на программные компоненты).
Отказоустойчивость- система постоянно контролирует работоспособность всех своих основных частей и немедленно сообщает оператору о возникших неисправностях, даже при выходе из строя программируемого логического контроллера САУ, позволяет выполнить экстренный останов АГНКС, предотвращая оборудование от поломки.
Экономичность- САУ обладает низким потреблением электрознергии (без АРМ оператора), что делает её одной из самых экономичных среди аналогичных систем.
Необходимость в оперативном контроле и управлении как отдельной станцией, так и сетью АГНКС привела к появлению на российском рынке систем удаленного мониторинга, у которого более высокий интеллектуальный уровень и которые в реальном масштабе времени отслеживают заданные параметры.
С учётом тенденций развития сети АГНКС ещё на этапе выбора оборудования необходимо учитывать то, как будет проводиться его диагностика на всех этапах жизненного цикла. Когда речь идёт о нескольких десятках АГНКС, выбор должен определяться не только показателями производительности и энергопотребления количества обслуживающего персонала, но и возможностью проведения мониторинга дистанционными средствами.
Дополнительно к этому, предприятие предлагает для частного применения комплекты для легковых и грузовых автомобилей и спецтехники, работающие на смешанном топливе бензин-газ, дизтопливо-газ. Уверены, что надо задуматься многим руководителям предприятий; ведь экономия на топливе- существенная. Но при этом не надо ждать, когда кто-то построит специальные заправки, если их можно построить для себя самостоятельно- оборудование же производится практически "под рукой". Возможна его установка на любом предприятии, и перевод транспорта на более дешевое топливо при минимальных затратах. Выигрыш будет просто колоссальный.
В заключение хотелось бы призвать тех. кто несёт прямые обязательства по внедрению данных технологий и кто реально является сторонником реальной экономии в стране и регионах - обратить внимание на то. что есть производитель в России, соответствующий всем международным стандартам по производству АГНКС и оборудования нового поколения.