Статьи в разделе АГНКС
Вернуться

Опыт эксплуатации АГНКС совместно с ПАГЗ в ЗАО «Касимовавтогаз»


Коммерческая эксплуатация ГБА требует развитой сети автозапра­вок. По результатам проводившихся исследований как в России, так и за рубежом (в частности в Германии ком­панией «Рургаз»), экономически оправ­данное расстояние от потребителя до автозаправки составляет:

     в городских условиях-5-10 км;

     в    пригородных    условиях    -
10-15 км;

   в сельских условиях-20-25 км.
Во-первых, насыщение сети АГНКС

до предлагаемой выше плотности за счет строительства новых заправок потребует значительных капитальных вложений, во-вторых, увеличение про­изводственных мощностей без роста спроса на КПГ приведет к снижению средней загрузки и, следовательно, к снижению рентабельности (повыше­нию себестоимости) производства КПГ.

Одним из вариантов насыщения заправочной сети и, одновременно, увеличения загрузки АГНКС является использование передвижных автогазо-заправщиков(ПАГЗ).

Рассмотрим это положение на при­мере ООО «Касимовавтогаз», в котором функционирует АГНКС МБКИ-125/250 производства ЗАО «Завод «Киров-Энер-гомаш» (г. Санкт-Петербург), рассчитан­ная на 125 условных заправок в сутки. В комплексе с АГНКС работают 4-5 ПАГЗов. Это ПАГЗ-5000-25, производства ОКБ  «Союз» (г. Казань), и ПАГЗ-2800-32, про­изводства Свесского насосного завода.

АГНКС с помощью ПАГЗов обслужи­вает шесть автопредриятий в других городах Рязанской области (Рязань, Шацк, Муром и др.), имеющих суммар­ный парк газобаллонных автомобилей порядка 610 ед. Примерно 250 ед. га­зобаллонного автотранспорта заправ­ляются в г. Касимов самостоятельно, в том числе и автомобили Касимовского ПОАТ.

АГНКС ООО «Касимовавтогаз» нача­ла функционировать в штатном режи­ме с 2002 г. И сразу вышла на уровень реализации газа 1,5 млн. м7п, что со­ставляет более чем 50% ее загрузки.

Это стало возможным благодаря нали­чию ряда факторов.

Во-первых, это уже имеющийся на момент ввода в эксплуатацию станции парк газобаллонных автомобилей, экс­плуатирующийся в Касимовском ПОАТ. До этого для обеспечения парка ПОАТ газом использовались ПАГЗы, которые привозили КПГ с АГНКС, расположен­ных в гг. Рязань и Орехово-Зуево.

Во-вторых, высокий уровень за­грузки АГНКС был достигнут, благода­ря переключению использовавшихся ПАГЗов для доставки КПГ сторонним потребителям.

В дальнейшем динамика реализа­ции КПГ и, следовательно, загрузки, на АГНКС за период 2002-2007 гг. носила нарастающий характер, достигнув в 2006 г. максимума - 3 млн. 20,04 тыс. м3 в год, что составляло 110,3% от проект­ной мощности, и стабилизировалась на данной отметке. Превышение проект­ной мощности стало возможным благо­даря использованию резерва произво­дительности АГНКС в ночное время.

При этом, если рассматривать ра­боту АГНКС и ПАГЗов как единый ком­плекс, то следует отметить, что ПАГЗы обеспечивают весьма значительное повышение реализации КПГ. Результа­ты совместной работы АГНКС и ПАГЗ в 2003-2007 гг. представлены на рис. 1, из которого видно, что на долю ПАГЗов приходится до 50% всей реализации газа  на  АГНКС.

Без них загрузка АГНКС не превысила бы 65% (рис. 2). Это пока­зывает, что ПАГЗ по объему реализации газа и стабильности заправки находит­ся на уровне самой АГНКС. При этом один ПАГЗ-5000-25 способен перево­зить не менее 600 тыс. м3 газа в год, а ПАГЗ-2800-32 - не менее 250 тыс. м3 газа в год. В общем, доля газа, перевозимого ПАГЗами в 2002-2007 гг., уменьшилась от 51 до 41% и зафиксировалась на этом значении. Это объясняется тем, что уве­личилось количество КПГ, отпускаемо­го для автомобилей, при неизменности загрузки ПАГЗов.

Распределение загрузки АГНКС в течение суток показано на рис. 3, из которого видно, что основной пик за­правок приходится на период време­ни с 6 ч утра до 12 ч дня, затем всплеск отмечается в 16-18 ч. После этого на­блюдается спад загрузки.   

Именно в это время (после 18 ч и до 5 ч утра) наибо­лее рационально заправлять ПАГЗы.

Для обеспечения бесперебойного процесса заправки ПАГЗов и исключе­ния их простоев для каждого ПАГЗа со­ставляется график заездов на заправ­ку. ПАГЗ-2800-32 заправляется с 18 ч, поскольку время заправки составляет порядка трех часов. А ПАГЗ-5000-25 заправляются только после 21 ч, когда  


Надежность заправочного обору­дования АГНКС и ПАГЗов - важнейший фактор загрузки АГНКС. При эксплу­атации АГНКС возникают различные отказы, связанные как с качеством производства элементов заправки, так и с особенностями эксплуатации. Рас­сматривая надежность АГНКС, следует отметить, что продолжительность ра­боты компрессорных установок (КУ) в

течение суток (по данным 2007 г.) со­ставляла в среднем 12-13 ч. Длитель­ность простоя КУ по причине ремонта (по данным 2007 г.) составляла в сред­нем 8 ч (максимум - 72 ч).

Длительность обслуживания КУ в 2007 г. составляла:

      текущего ремонта (замена ко­
лец, уплотнений и т.п.) -8 ч;

      среднего ремонта (замена што­
ков, ремонт цилиндров и вертикальной
базы и т.п.) - 16 ч.

Если рассматривать надежность оборудования АГНКС поэлементно, то необходимо отметить невысокую на­дежность в первую очередь всасыва­ющих и нагнетающих клапанов комп­рессорных установок, в особенности III и IV ступеней. Наработка на отказ у них составляет в среднем порядка 1 тыс. ч.

Наработка на отказ поршневых колец I и II ступеней компрессорных установок составляет 5 тыс. ч, a III и IV ступеней - всего 3,1 тыс. ч. При этом за­мена поршневых колец являлась одной из наиболее трудоемких операций при обслуживании и ремонте компрессор­ных установок. К таковым относятся также замена штоковых уплотнений и вкладышей коленчатого вала, устране­ние люфта между крейцкопфом и на­правляющими, замена втулок шатуна или втулок пальца крейцкопфа, замена адсорбента.

Из неисправностей ПАГЗ-500-25 следует отметить возникновение тре­щины лонжеронов рамы полуприцепа в районе седельного устройства и в

районе тележки; трещины балансиров задней тележки; слом балки передней и задней оси в районе ступицы. Кроме того, были отмечены также случаи раз­рывов сварочных швов боковых стоек каркаса ПАГЗа в месте крепления кры­ши, что вызвано недостаточной про­чностью данных элементов.

Среди неисправностей газового оборудования ПАГЗа следует отметить отказы заправочных кранов, в которых происходил срыв резьбы штока венти­ля, что приводило к утечке газа. Одним из наиболее часто встречающихся от­казов является нарушение герметич­ности соединяющих трубок и штуцеров емкостей с газом.

Помимо технических аспектов ис­пользования ПАГЗов, важно отметить также и экономические аспекты. Кро­ме прочих причин, развитие парка АГНКС сдерживается невысокой рен­табельностью данного вида деятель­ности по причинам, указанным в нача­ле статьи. Высокая себестоимость КПГ связана с тем, что при низком уровне загрузки наибольший удельный вес в структуре затрат на эксплуатацию имеют условно-постоянные расхо­ды (амортизация, заработная плата, отопление, и т.д.).

При увеличении загрузки за счет повышения доли условно-переменных расходов (на покупку газа, электро­энергию на компримирование, мате­риалы и т.д.) себестоимость возможно значительно снизить. При этом могут также возникнуть дополнительные расходы на эксплуатацию ПАГЗов. Они, по разным оценкам, составляют 500-700 тыс. руб./r. на один ПАГЗ. И даже при таких условиях ПАГЗы могут обес­печивать значительное снижение се­бестоимости КПГ.

В целом, анализ опыта эксплуата­ции АГНКС-125 в комплексе с ПАГЗами в г. Касимов показал, что для наиболь­шей эффективности эксплуатации АГ­НКС необходимо шире использовать ПАГЗы. Это позволит существенно по­высить загрузку АГНКС, ее рентабель­ность, а также будет способствовать развитию парка газобаллонных авто­мобилей, что в свою очередь сущест­венно расширит рынок газомоторного топлива.

Для АГНКС-125 можно рекомен­довать использование четыре-пять ПАГЗов. Соответственно для более производительных АГНКС - большее количество ПАГЗов. Но необходимо учесть, что количество ПАГЗов, рабо­тающих в комплексе с АГНКС, зависит также и от уровня спроса на газ у ко­нечного потребителя. От этого будет зависеть график заезда ПАГЗ на АГНКС. Технически АГНКС способна заправ­лять два-три ПАГЗа  за  смену.













наверх
 
© 2000 - 2022 АО "МОПАЗ" Тел./факс: (48431) 2-68-90 E-mail: mopaz@mopaz.ru
 
Rambler's Top100