Статьи в разделе АГНКС
Вернуться

0б измерениях нормируемых компонентов в отработавших газах ДВС автомобиля


 

 

 

 

С точки зрения экологии двигатели внутреннего сгорания (ДВС), рабо­тающие на природном газе, имеют ряд преимуществ перед бензиновыми или дизельными двигателями. Так, метан лучше смешивается с воздухом, значит, качество сгорания лучше. А работа в режиме обедненной смеси тоже является плюсом по части экологичности.

В связи с этим увеличение при­менения компримированного природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива на автотран­спорте - процесс объективный. Необходимо только решить ряд важных вопросов, в основном, ор­ганизационных. Во-первых, это создание инфраструктуры (сети заправочных станций, автосерви­сов и т. д.), снижение стоимости оборудования и его установки. Во-вторых, необходимо создать новое поколение ДВС, разработанных специально под КПГ.

Например, замеры на автомоби­лях ВАЗ-21703 «Лада Приора» (Рос­сия), «Фольксваген Кадди», «Мерседес» В класса (Германия), автобусах «ДЭУ» (Республика Корея), которые были разработаны и изготовлены на заводах для использования КПГ, показали следующие выбросы: СО не более 100-150 млн1, суммарных углеводородов СхН (калибровка по метану СН4) не более 140 млн1, N0 не более 10 млн1, NO2 не более 8 млн1.

Следует отметить, что проведе­ние корректных измерений на ав­тотранспорте, работающем на КПГ, также является пока нерешенной проблемой.

Дело в том, что в настоящее время в России нет полного ГОСТа для проведения таких измерений.

Выбросы отработавших газов ав­томобилей, оснащенных ДВС, ра­ботающих на газе, по параметрам СО (угарный газ) и СН (суммарные углеводороды) определяются по ГОСТ Р 17.2.2.06-99. В п. 4 данного ГОСТа приведена таблица, которая публикуется ниже.

СНГ - сжиженный нефтяной газ (СУГ)

По требованиям к оборудова­нию по контролю выбросов ГОСТ Р 17.2.2.06-99 в п. 5.1.3 ссылается на приложение 2 ГОСТ 17.2.2.03-87, который утратил свой статус в РФ с 1 января 2004 г. Вместо ГОСТ 17.2.2.03-87 с 2004 г. действует ГОСТ Р 52033-2003, где в приложении Б в п. Б.1.1 указано, что для измерения содержания нормируемых компо­нентов в отработавших газах авто­мобилей с бензиновыми двигате­лями, не оснащенными системами нейтрализации, что подразумева­ется приведенной ниже таблицей ГОСТа Р 17.2.2.06-99, используются двухканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в пересчете на гексан.

В п. Б.1.2 указывается, что для измерения состава СО, СН и СО2 в отработавших газах следует применять газоанализаторы не­прерывного действия, принцип действия которых основан на инф­ракрасной спектроскопии. В этом заложена ошибка, так как в ГОСТе Р 17.2.2.06-99 не указано, по како­му типу углеводорода должен быть откалиброван анализатор или на какой компонент производить пе­ресчет.

ГОСТ Р 52033-2003 рассчитан на бензиновые двигатели, поэтому газоанализатор должен произво­дить измерения СН в пересчете на гексан (С6Н14). Понятно, что изме­рять выбросы ДВС, работающего на природном газе, в пересчете на гексан неразумно, так как в резуль­тате химического недожога не мо­жет образоваться молекула гекса-на (С6Н]4) из молекул метана (СН4). Поэтому для контроля выбросов ДВС, работающего на природном газе, нужно применять газоанали­затор, калиброванный по метану и лучше именно калиброванный, а не производящий пересчет на метан.

П. Б.1.12 допускает применение газоанализаторов для контроля СО, СН и СО2, основанных на дру­гих принципах измерения. Так, для определения концентрации сум­марных углеводородов разрешен метод пламенной ионизации. При­бор при этом также должен быть откалиброван по метану. Метод пламенной ионизации основан на ионизации атомов углерода в во­дородном пламени, эффективность ионизации прямо пропорциональ­на концентрации атомов углерода, следовательно прибор, калибро­ванный по гексану (С6Н14), при из­мерении объемной концентрации метана будет занижать показания в шесть раз!

ООО «ВНИИГАЗ» использует для экологического контроля ав­томобилей на метане промышлен­ный газоанализатор фирмы «MRU» (Германия) «VARIO PLUS Industrial». Это   переносной   газоанализатор,

который может работать непре­рывно в полустационарном режи­ме до трех суток. Прибор оснаща­ется датчиками, основанными на методе инфракрасной спектрос­копии, а также электрохимичес­кими датчиками, что позволяет измерять широкий спектр компо­нентов (до 9 газов) при достаточ­но небольших размерах и массе 8 кг. Комбинация инфракрасных и электрохимических сенсоров позволяет получить минимальные абсолютные и относительные пог­решности в широких диапазонах измерений. При этом данный га­зоанализатор обладает высокой стабильностью измерения за счет встроенного блока осушки пробы с автоматическим удалением кон­денсата и применения обогревае­мой газозаборной линии. Он пре­красно подходит для оперативных замеров и исследований качества работы ДВС на метане.

17-22.09.2008 г. ОАО «Газпром» и ООО «ВНИИГАЗ» проводили ав­топробег по маршруту Санкт-Пе­тербург - Москва для автомобилей, работающих на КПГ, который стал прологом первого этапа реализа­ции проекта «Голубой коридор». В автопробеге приняли участие спе­циалисты, эксперты, экологи ОАО «Газпром», ООО «ВНИИГАЗ», Наци­ональной газомоторной ассоциа­ции, университета МАДИ и др. Во время автопробега специалистами ООО «ВНИИГАЗ» проводились эко­логические замеры состава отра­ботавших газов с помощью двух га­зоанализаторов фирмы «MPU». Эти замеры подтвердили имеющуюся у авторов статистику: только изна­чально разработанный и качест­венно изготовленный в заводских условиях ДВС для работы на КПГ отвечает установленным экологи­ческим требованиям.

Таким образом, широкое ис­пользование КПГ в качестве газомо­торного топлива на автотранспорте в России - это проблема, скорее, не техническая, а организационная.


 


 

 

 

 




Газоанализтор "VARIO PLUS industrial" фирмы "MRU" (Германия)

наверх
 
© 2000 - 2022 АО "МОПАЗ" Тел./факс: (48431) 2-68-90 E-mail: mopaz@mopaz.ru
 
Rambler's Top100