Статьи в разделе АГНКС
Вернуться

Топливо завтрашнего дня


Уже 4года правительство пытается решить вопросы по внедрению программы перевода автомобилей на газовые двигатели, работающие на компримированном природном газе (КПГ) метан. Что для этого только не делается: проводятся  всевозможные пробеги, проводят презентации, встречи. Мы попытались разобраться: всё ли для этого есть сегодня, и готова ли страна использовать самое дешёвое топливо для транспорта или всё-таки есть для этого определённые "тормоза".

Как известно, подавляющее большинство действующих АГНКС было построено в период с 1986 по 1994  годы. Срок службы станций приближается к 25-30-летнему сроку эксплуатации. Несмотря на внушительный возраст АГНКС, значительная часть основного оборудования -компрессорных установок -выработала часть ресурса.

Появилась необходимость реконструкции или модернизации большинства действующих АГНКС. Могу сказать, что производитель известных в то время АГНКС после развала СССР остался на Украине. Технологии тех времён работают до сих пор, но время идёт. И что же сегодня? Оказалось,  что существует целая программа "Развитие газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе на 2007-2015 гг." В ряде итогов этой программы бизнес идёт вперед. И недавно открывшийся  единственный пока в России сервисный центр в Набережных Челнах по переоборудованию автомобилей КАМАЗ двигателями, работающими на метане- наглядное подтверждение тому.

А ведь такие центры и заправочные станции должны быть в каждом регионе, но на практике они отсутствуют. Недавно прошёл 3-й автопробег автомобилей, работающих на газе метан. Организаторами автопробега выступили ОАО "Газпром" и их дочерние предприятия, в автопробеге приняли участие легковые и грузовые автомобили ведущих мировых автопроизводителей: АВТОВАЗ, КАМАЗ, ЛИАЗ, УК "Группа ГАЗ", ООО "Фольксваген групп рус", "Мерседес", "Ивеко", "Опель", Scania и др. Открытые мероприятия, региональные конференции, встречи и брифинги, организованные в процессе движения колонны газобалонного транспорта по маршруту следования позволили оценить перспективность такого вида транспорта заинтересованным муниципальным образованиям и коммерческим автотранспортным предприятиям.

Но практически на всех пресс-конференциях возникал один и тот же вопрос, что не хватает заправочных станций. Всего в России работают 255 станций, в планах "Газпрома"-комплексная целевая программа на постройку ещё двухсот. В одном из интервью генеральный директор компании "РариТЕК" Рафаэль Батыршин привёл пример: на 100 километров пути автобусу "НефАЗ-5299-30-31" с газовым двигателем понадобится 37 кубометров газа, с дизельным - 39,4 литра солярки. Умножаем теперь на цены на энергоносители (7 и 18,5 рубля соответственно) и получаем такие результаты: за газ вы заплатите  259 рублей, за дизель-728,9 рубля. Экономия- почти 470 на 100 километров. По словам разработчиков газобалонного оборудования, за 10 лет эксплуатации автобуса на газе экономия на топливе составит 4,2 млн. рублей.

И, по-видимому, приезд на предприятие президента Республики Татарстан Рустама Минниханова был призван дать ускорение внедрения газобаллонного оборудования. Единственное, отметил Минниханов, для полноценного развития проекта в республике. необходимо будет параллельно создавать систему "сервисного сопровождения" газовой техники, ведь, к примеру на весь город Набережные Челны имеется всего одна газозаправочная станция. А если количество потребителей "техники будущего" станет расти, нетрудно догадаться, что её возможностей не хватит, чтобы обслужить всех желающих. Для сравнения -по программе Узбекнефтегаз только в 2011 году планируется построить и запустить 100 станций АГНКС, и перенести на заправку газом метан до 2015 года 500 тыс. автомобилей при эксплуатации 352 заправочных станций АГНКС.

Но у нас в России почему-то без вмешательства президента или премьера вопросы не решаются, и на сегодня движение по внедрению идёт замедленными темпами.

Между тем, построить АГНКС не сложно было бы желание. Оборудование для них производит одно из предприятий в России- завод "МОПАЗ" в Малоярославце, о котором мы уже рассказывали в предыдущих публикациях. Вкратце напомним, что на

"Мопазе" выпускают сервисное и диагностическое оборудование мировых стандартов. А сейчас выяснилось, что завод имеет Международный сертификат качества по производству АГНКС. В чём выражается наличие сертификата и что он даёт? Он показывает, что при разработке оборудования используется передовой

мировой опыт, в частности при разработке САУ (систем автоматического управления)АГНКС уделили основное внимание следующим аспектам:

- совместности с другими системами автоматики;

- минимизации стоимости комплексной автоматизации и сроков реконструкции и модернизации объектов;

- возможности поэтапного расширения и объёмов автоматизации.

Система автоматизированного управления АГНКС обеспечивает:

- управление компрессорными установками и их вспомогательными механизмами, а также исполнительными механизмами  и блоков осушки газа АГНКС в соответствии с заданным алгоритмом работы в режимах определения предпусковой готовности автоматического или ручного пуска и останова, регенерации, охлаждения, аварийного останова, отладки;

- экстренную остановку АГНКС при возникновении критических неполадок в системе управления;

- взаимодействие с системами контроля загазованности, пожарной сигнализации и системой контроля влажности КПГ;

- автоматическое поддержание давления газа в аккумуляторе согласно заданным установкам;

- непрерывную защиту оборудования АГНКС по значениям технологических параметров;

- резервирование наиболее важных управляющих сигналов;

- отображение на мнемосхемах и управление с пульта оператора ходом технологического процесса, выдачу световых и звуковых предупредительных и аварийных сигналов;

- непрерывный контроль исправности каналов измерения и управления САУ АГНКС;

- возможность проверки метрологического контроля и аттестации каналов измерения САУ АГНКС;

- ведение различных типов текущих и аварийных архивов данных о ходе технологического процесса;

- создание различных видов отчётов;

- разграничение прав доступа к системе в зависимости от категории.

Кроме выше сказанного есть и особенности САУ АГНКС, которые нельзя не отметить.

Компактный дизайн- система располагается всего в одном шкафу, что позволяет уменьшить количество связей и таким образом повысить надежность САУ; облегчить монтаж, наладку и обслуживание системы; сконцентрировать внимание оператора на одной мнемосхеме, мониторе или пульте оператора, снизив количество  ошибок при считывании данных и выдаче команд управления исключить из системы аппаратные и программные компоненты связи между шкафами, устранив потенциальные источники сбоев и ошибок; освободить дополнительное место в операторной.

Надежные компоненты -система состоит из модулей, которые выпускаются компаниями, завоевавшими на международном рынке репутацию надежных поставщиков современного оборудования.

Открытые стандарты -  бесплатная операционная система Linux международный стандарт МЭК 61131-3 и открытый протокол ОРС позволяют разрабатывать программное обеспечение, "прозрачное" для конечного пользователя (то есть наличие свободно  распространяемой, широкодоступной и полной документации на программные компоненты).

Отказоустойчивость- система постоянно контролирует работоспособность всех своих основных частей и немедленно сообщает оператору о возникших неисправностях, даже при выходе из строя программируемого логического контроллера САУ, позволяет выполнить экстренный останов АГНКС, предотвращая оборудование от поломки.

Экономичность- САУ обладает низким потреблением электрознергии (без АРМ оператора), что делает её одной из самых экономичных среди аналогичных систем.

Необходимость в оперативном контроле и управлении как отдельной станцией, так и сетью АГНКС привела к появлению на российском рынке систем удаленного мониторинга, у которого более высокий интеллектуальный уровень и которые в реальном масштабе времени отслеживают заданные параметры.

С учётом тенденций развития сети АГНКС ещё на этапе выбора оборудования необходимо учитывать то, как будет проводиться его диагностика на всех этапах жизненного цикла. Когда речь идёт о нескольких десятках АГНКС, выбор должен определяться не только показателями производительности и энергопотребления количества обслуживающего персонала, но и возможностью проведения мониторинга дистанционными средствами.

Дополнительно к этому, предприятие предлагает для частного применения комплекты для легковых и грузовых автомобилей и спецтехники, работающие на смешанном топливе бензин-газ, дизтопливо-газ. Уверены, что надо задуматься многим руководителям предприятий; ведь экономия на топливе- существенная. Но при этом не надо ждать, когда кто-то построит специальные заправки, если их можно построить для себя самостоятельно- оборудование же производится практически "под рукой". Возможна его установка на любом предприятии, и перевод транспорта на более дешевое топливо при минимальных затратах. Выигрыш будет просто колоссальный.

В заключение хотелось бы призвать тех. кто несёт прямые обязательства по внедрению данных технологий и кто реально является сторонником реальной экономии в стране и регионах - обратить внимание на то. что есть производитель в России, соответствующий всем международным стандартам по производству АГНКС и оборудования нового поколения.



наверх
 
© 2000 - 2022 АО "МОПАЗ" Тел./факс: (48431) 2-68-90 E-mail: mopaz@mopaz.ru
 
Rambler's Top100