Статьи в разделе ГАРО
Вернуться

Доктор для дизеля


Когда в 1890 году Рудольф Дизель развил теорию "экономического термического двигателя", который благодаря сильному сжатию в цилиндрах улучшает свою эффективность. Он получил патент на свой двигатель 23 февраля 1893 года. Первый функционирующий образец, названный "дизель-мотором", был построен Дизелем к началу 1897 года и 28 января того же года он был успешно испытан.

Существует огромное количество мнений о дизельных автомобилях. Причина, скорее всего,  кроется  в том. что многие привыкли видеть в дизелях нечто "ужасное". которое движется в копоти и гари по нашим дорогам. Что они ужасно грязные в плане экологии, более медленные при разгоне и очень часто выходят из строя, очень дороги в обслуживании и ремонте. Эту статью и хотелось бы посветить разговору о дизеле и по возможности выяснить плох или хорош дизель, а также отечественном производителе  оборудования, необходимого при ремонте и диагностике.

На первоначальном этапе необходимо разобраться в работе дизельного двигателя. Дизельный двигатель является двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Поскольку такие двигатели втягивают воздух, то он сжимается в двигателе до уровня, который используется топливовоздушная смесь бензин или газ.

Одним из авторитетных производителей оборудования для оснащения участков по ремонту дизельной топливной аппаратуры и дизельных двигателей является завод ОАО "МОПАЗ"(Малоярославецкий опытно-производственный акционерный завод), на котором я побывал, и прошёлся по цехам, и увидел реальную картину. Город Малоярославец, в котором находится производство,  располагается на правом берегу реки Лужи в 120 километрах от Москвы, в 60 километрах от Калуги. Известность Малоярославец получил после кровопролитного сражения 12(24) октября 1812 года во время Отечественной войны между русской армией под командованием М.И. Кутузова и французской армией Наполеона.

Рекомендациями качества оборудования, которое производит МОПАЗ можно заручиться у таких гигантов производителей топливной аппаратуры и дизельных двигателей как ОАО "ЯЗДА" (Ярославский завод дизельной аппаратуры),ОАО ЯЗТА (Ярославский завод топливной  аппаратуры), ОАО "Автодизель" (Ярославский моторный завод). Корни завода уходят в далёкое прошлое: он начал свою деятельность в 1924 году как артель "Красный металлист". Предприятие является сегодня фактически главным поставщиком всего спектра оборудования для диагностики и ремонта дизелей. Тем более сама за себя говорит торговая марка предприятия "Доктор Дизель", зарегистрированная в 2000 г. под которой выпускается весь спектр оборудования. На всю продукцию получены сертификаты соответствия качеству.

Создание в 1927 году первого серийного многоплунжерного рядного ТНВД обозначило начало промышленного производства дизельных топливных систем фирмой Bosch. Основной  областью применения рядных многоплунжерных ТНВД до сих пор остаются дизели различных размерностей  для коммерческих автомобилей, стационарные, тепловозные и судовые дизели. Топливные системы, обеспечивающие давление впрыска топлива до 1350 бар, используются для достижения  цилиндровой мощности порядка 160 кВт/цилиндр.

Топливный насос высокого давления (ТНВД) дизельного двигателя является одним из наиболее сложных узлов системы топливоподачи дизелей. Топливные насосы предназначены для подачи в цилиндры дизеля под определённым давлением и в определённый момент точку отмеренных порций топлива, соответствующих данной нагрузке. В топливном насосе непосредственного действия осуществляется механический привод плунжера, а процессы нагнетания и впрыска протекают одновременно. В каждый цилиндр секция топливного насоса подаёт необходимую порцию топлива.

Если рассмотреть динамику развития новейших технологий в автомобилестроении, то можно отметить тот факт, что огромными шагами происходит изменение системы впрыска в дизельном автомобиле. Данная  тенденция обусловлена многими факторами: это введение более жестких экологических требований, увеличение экономичности автомобиля, улучшение его тяговых характеристик и так далее.

 Первая система впрыска в топливный насос высокого давления (ТНВД), изобретенный

R. Bosch, уже сильно изменился как внешне, так и самой системой впрыска. Подавляющее большинство автомобилей Западной Европы оснащены ТНВД не  с механическими регуляторами, а с электронной системой управления, которой управляет ЭБУ автомобиля . и  более совершенными системами Common Rail.

Перед тем как браться за оснащения участка по ремонту дизельной топливной аппаратуры, первое что необходимо рассмотреть это требования, которые предъявляются к помещению в котором будут проходить ремонтные работы, что является не маловажным в последующей работе.
1) Участок должен располагаться в изолированном, отапливаемом и хорошо освещенном помещении площадью не менее 30 м2.
2) Помещение должно быть оборудовано общей приточно-вытяжной вентиляцией, если в качестве технологической жидкости используется дизельной топливо с температурой вспышки паров менее 610С, необходимо оборудование местными вытяжными зонтами над рабочими местами испытания, регулировки и мойки дизельной топливной аппаратуры.
3) Температура воздуха в помещении в холодный период года не должна быть ниже 180С
4) Пол и стены помещения должны быть облицованы материалами, не впитывающими дизельное топливо или его пары.
5) Помещение должно иметь местный или централизованный подвод сжатого воздуха с давлением не ниже 0,4 МПа
6) Помещение должно быть оборудовано падежным контуром заземления для оборудования с сопротивлением заземляющих проводов не более 5,0 Ом
7) Сопротивление изоляции электроцепей должно быть не менее 1,0 Ом.

 Сегодня рынок автосервисного оборудования предлагает достаточно широкий спектр приборов, инструментов и приспособлений как импортного так и отечественного производства. Соответственно и стоимость данного оборудования абсолютно различна, мы рассмотрим спектр оборудования которое предлагает отечественный производитель ОАО "МОПАЗ",  выпускающий свою продукцию под зарегистрированной торговой маркой "Доктор Дизель " и предлагающий максимально возможный спектр необходимого        оборудования для оснащения участка по ремонту топливной аппаратуры.

Для определения частоты вращения дизельного двигателя и параметров впрыска топлива используется множество приборов от дизельного стробоскопа до стационарных дизель-тестеров. Специализированные мотортестеры наиболее удобные и мощные диагностические приборы. На нашем рынке их модификаций представлено достаточно мало и ценовая категория очень различна. Если взять за соотношение критерий "цена -качество" то приоритет можно отдать мотортестеру М3-2. Этот прибор позволяет определить частоту вращения двигателя и угол опережения впрыкска, а так же контролировать еще 9 параметров двигателя, включая мощностные.
Теперь перейдем к оборудованию,  которое позволяет проводить диагностику топливной аппаратуры.. Завод предлагает прибор ДД-2110 который позволяет диагностику практически всех типов дизельных форсунок. И проводить измерения: давление начала впрыска и качество распыления топлива, герметичность запорного конуса (по появлению капли топлива на носике распылителя), гидроплотность по запорному конусу и направляющей цилиндрической части. Так же не плох в работе прибор для оценки технического состояния плунжерных пар ДД-2115 (ПО-9691), снятых с ТНВД или приобретенных для замены, т.к. в последнее время на рынке появилось достаточно большое количество восстановленных плунжерных пар и определенный процент брака использование данного прибора позволит избежать  установку некачественной запчасти.

Одним из основных приборов на участке по ремонту топливной аппаратуры должен быть стенд для испытания и регулировки ТНВД, это самый дорогостоящий инструмент в мастерской и к нему предъявляются жесткие требования. На сегодняшний момент существуют различные модификации и производители данного типа оборудования. От цены в 5 000 у.е. до 150 000 у.е., выбор данного типа оборудования зависит только от целей и задач топливного участка. Самый идеальный вариант на сегодняшний момент это выбор по критерию "цена-качество" и срок окупаемости. Лучше приобретать универсальный стенд который позволяет работать с различными типами ТНВД, как отечественного,  так и импортного производства, т.к. предъявляются различные требования к техническим возможностям стенда при испытании различных типов ТНВД. Стенды завода "МОПАЗ" отличаются своей универсальностью и по критерию "цена-качество" являются лучшим экземпляром. Завод производит несколько модификаций стендов по торговой маркой "Доктор Дизель".  Выбор того или иного типа зависит только от потребителя. С помощью стендов можно провести следующие операции: величина и равномерность подачи топлива секциями (производительность насосных секций), частота вращения вала ТНВД в момент начала действия регулятора; частота вращения вала ТНВД в момент прекращения подачи топлива, давление открытия нагнетательных клапанов, угол начала нагнетания и конца подачи топлива по повороту вала ТНВД и чередование подачи секциями ТНВД, угол действительного начала и конца впрыскивания топлива (при диагностировании), характеристика автоматической муфты опережения впрыска, поддержание заданной температуры.
Для диагностики ТНВД распределительного типа дизельной системы впрыска с электронным управлением, применяется специальная приставка модели ДД-3800, которая позволяет сымитировать работу электронного блока управления автомобиля и поддерживать обратную связь с ТНВД.

 Основными причинами, по которым  вам потребуется ремонт ТНВД являются следующие.

Пожалуй, самая главная проблема, распространённая на всей территории Российской Федерации – это некачественное топливо. Очень часто солярку, купленную с рук и непонятно чем разбавленную, при этом не задумываясь о последствиях, которые в конечном счёте потребуют ремонта ТНВД. На самом деле,  некачественным топливом наносится большой урон всей системе ТНВД; забиваются форсунки, изнашиваются плунжерные пары, быстро изнашиваются и заклиниваются распылители и многое другое.

Форсунка-это устройство, которое позволяет дозировать подачу топлива в двигатель.

Форсунки бывают двух основных типов – механические и электромагнитные. Механические форсунки открываются автоматически  под давлением и не осуществляют дозирование топлива. Они обеспечивают эффективное распыление путем открытия и закрытия своего распылительного отверстия. Механические форсунки устанавливаются на системах впрыска  K, КЕ-jetronik. Электромагнитная  форсунка активируется электрическим током.

Состояние форсунок существенно влияет на работу двигателя. Наиболее распространенной неисправностью форсунок является их загрязнение, что приводит к затрудненному пуску двигателя, неустойчивой работе на холостом ходу, повышенному расходу топлива., потере мощности.

В заключение хотелось бы отметить, что дизельный двигатель – это вполне надёжный агрегат , но и как для любого оборудования и техники требуется контроль и обслуживание, вовремя принятые определенные меры и порядок, обеспечат долговечность и ресурс любого механизма. Оснащенная по правилам мастерская  или участок сэкономят огромные капиталы на содержание парка техники.

Геннадий Татаркин.



наверх
 
© 2000 - 2009 ОАО "МОПАЗ" Тел./факс: (48431) 2-68-90 E-mail: mopaz@mopaz.ru
 
Rambler's Top100