Статьи в разделе ГАРО
Вернуться

Организация участника ремонта дизельных двигателей


В предыдущих публикациях журнала ( см. №7,8 2003г.) нами были рассмотрены особенности ре-монта и регулировки дизельных форсунок с применением специального оборудования ( прибора ДД-2110 ), затем рассмотрены новинки оборудования производимого предприятием ОАО "МОПАЗ", а непосредствен-но стенды для испытания и регулировки ТНВД моделей ДД-1. Но каждому специалисту понятно, что при диагностики и ремонте топливной аппаратуры дизельных двигателей необходимо помимо данного типа оборудование и еще много "чего". Как раз в данной статье мы и рассмотрим что необходимо для оснащения дизельного топливного участка в полном объеме и какие требование в целом предъявляются к оборудова-нию и помещению.
Перед тем как браться за оснащения участка по ремонту дизельной топливной аппаратуры, первое что необходимо рассмотреть это требования которые предъявляются к помещению в котором будут прохо-дить ремонтные работы, что является не маловажным в последующей работе.


Требование к помещению для организации участка по ремонту дизельной топливной аппаратуры.


1 Участок должен располагаться в изолированном, отапливаемом и хорошо освещенном помеще-нии площадью не менее 30 м2
2 Помещение должно быть оборудовано общей приточно-вытяжной вентиляцией, если в качестве технологической жидкости используется дизельной топливо с температурой вспышки паров ме-нее 610С, необходимо оборудование местными вытяжными зонтами над рабочими местами ис-пытания, регулировки и мойки дизельной топливной аппаратуры.
3 Температура воздуха в помещении в холодный период года не должна быть ниже 180С
4 Пол и стены помещения должны быть облицованы материалами, не впитывающими дизельное топливо или его пары.
5 Помещение должно иметь местный или централизованный подвод сжатого воздуха с давлением не ниже 0,4 МПа
6 Помещение должно быть оборудовано падежным контуром заземления для оборудования с со-противлением заземляющих проводов не более 5,0 Ом
7 Сопротивление изоляции электроцепей должно быть не менее 1,0 Ом


Когда все предусмотрено в помещении, можно переходить к выбору оборудования с учетом того какая специфика предполагается, т.е. в каком объеме будут проводится ремонтные работы и чему больше будет уделяться внимание, т.к. некоторые автосервисы и ремонтные предприятие могут браться за диагно-стику и ремонт как двигателя так и топливной аппаратуры, а некоторые только за ремонт топливной аппара-туры. Мы постараемся рассмотреть спектр необходимого оборудования в полном объеме.
Сегодня рынок автосервисного оборудования предлагает достаточно широкий спектр приборов, инструментов и приспособлений как импортного так и отечественного производства. Соответственно и стоимость данного оборудования абсолютно различна, мы рассмотрим спектр оборудования которое пред-лагает отечественный производитель ОАО "МОПАЗ" выпускающий свою продукцию под зарегистрирован-ной торговой маркой "Доктор Дизел" и предлагающий максимально возможный спектр необходимого обо-рудования для оснащения участка по ремонту топливной аппаратуры.
Спектр выбираемого оборудования должен обеспечить: диагностику неисправностей двигателя и топливной аппаратуры, проведение регулировочных и ремонтных работ. Начнем разбираться последова-тельно.
Рассмотрим образцы диагностического оборудования: первоначальный этап это проведения диагностики состояния цилиндро-поршневой группы двигателя, для этого применяют во-первых дизельный компрессометр, это не сложный прибор но без него диагностика дизеля не возможна, завод предлагает два типа приборов моделей ДД-4200, ДД-4210 ( Индикаторы пневмоплотности цилиндров ). Индикатор предназначен для сервисного обслуживания ДВС и поиска неисправностей. Он позволяет контролировать работоспособ-ность отдельных цилиндров ДВС путем регистрации максимального давления сжатия (компрессии) в режи-ме стартерного пуска. Модели различаются только наличием фальш-форсунок для измерении компрессии в различных типах автосмобилей. ДД-4200 предназначен для дизелей отечественного производства, ДД-4210 предназначен для дизелей импортного производства и имеет в наличии 14 различных фальш-форсунок с помощью которых можно охватить практически весь спектр импортных дизелей. Во-вторых необходимо применять Анализатор герметичности цилиндров (АГЦ-2), моделей ДД-4100, ДД-4120 . В основе работы АГЦ-2 лежит вакуумный метод оценки пневмоплотности цилиндропоршневой группы. При диагностики двигателя при помощи АГЦ-2 производится замер следующих параметров:
Р1 – значение полного вакуума в цилиндре
Р2 – значение остаточного вакуума в цилиндре
Замеры параметров Р1, Р2 проводятся прибором через форсуночные отверстия в процессе вращения двига-теля стартером ( 3-4 сек.). По величине значения полного вакуума в цилиндре Р1 оценивается степень изно-са гильзы цилиндра, а та же плотность закрытия клапанов. По величине значения остаточного вакуума Р2 оценивается состояние износа поршневых, выявляется закоксовка поршневых колец, поломка колец или перегородок в кольцевой канавке поршня. Данные модели предназначены соответственно для отечествен-ных и импортных дизелей.
Для проверки соответствия регулировок двигателя и опять же для оценки состояния двигателя при-меняются дымомеры. Прибор контролирует дымность дизельного двигателя в единицах коэффициента по-глощения (м-1) и коэффициента ослабления. Завод "МОПАЗ" предлагает портативные дымомеры 01МП, 01МП.01, без выхода на печатающее устройство и с выходом соответственно. Данные модификации дымо-меров зарекомендовали себя неплохо в работе, а по критерию "цена-качества" лидирают среди своих анало-гов.
Для определения частоты вращения дизельного двигателя и параметров впрыска топлива использу-ется множество приборов от дизельного стробоскопа до стационарных дизель-тестеров. Специализирован-ные мотортестеры наиболее удобные и мощные диагностические приборы. На нашем рынке их модифика-ций представлено достаточно мало и ценовая категория очень различна. Если взять за соотношение крите-рий "цена -качество" то приоритет можно отдать мотортестеру М2-2. Этот прибор позволяет определить частоту вращения двигателя и угол опережения впрыкска, а так же контролировать еще 9 параметров двига-теля, включая мощностные.
Теперь перейдем к оборудованию которое позволяет проводить диагностику топливной аппарату-ры. Как упоминалось в предыдущих статьях для диагностики и регулировки дизельных форсунок, необхо-димо применять специальный прибор. Завод предлагает прибор ДД-2110 который позволяет диагностику практически всех типов дизельных форсунок. И проводить измерения: давление начала впрыска и качество распыления топлива, герметичность запорного конуса (по появлению капли топлива на носике распылите-ля), гидроплотность по запорному конусу и направляющей цилиндрической части. Так же для экспресс оценки без снятия форсунок с двигателя можно использовать механотестер топливной аппаратуры ДД-4500, который позволяет провести оценку не только форсунок, но и оценить состояния плунжерных пар и нагне-тательных клапанов ТНВД без снятия с двигателя. Так же не плох в работе прибор для оценки технического состояния плунжерных пар ДД-2115 (ПО-9691), снятых с ТНВД или приобретенных для замены, т.к. в по-следнее время на рынке появилось достаточно большое количество восстановленных плунжерных пар и определенный процент брака использование данного прибора позволит избежать установку некачественной запчасти.
Одним из основных приборов на участке по ремонту топливной аппаратуры должен быть стенд для испытания и регулировки ТНВД, это самый дорогостоящий инструмент в мастерской и к нему предъявля-ются жесткие требования. На сегодняшний момент существуют различные модификации и производители данного типа оборудования. От цены в 5 000 у.е. до 150 000 у.е., выбор данного типа оборудования зависит только от целей и задач топливного участка. Самый идеальный вариант на сегодняшний момент это выбор по критерию "цена-качество" и срок окупаемости. Лучше приобретать универсальный стенд который позво-ляет работать с различными типами ТНВД, как отечественного так и импортного производства, т.к. предъ-являются различные требования к техническим возможностям стенда при испытании различных типов ТНВД. Стенды завода "МОПАЗ" отличаются своей универсальностью и по критерию "цена-качество" явля-ются лучшим экземпляром. Завод производит несколько модификаций стендов по торговой маркой "Доктор Дизель" ДД-10-00, ДД-10-05, ДД-10-01 выбор того или иного типа зависит только от потребителя. С помо-щью стендов можно провести следующие операции: величина и равномерность подачи топлива секциями (производительность насосных секций), частота вращения вала ТНВД в момент начала действия регулято-ра; частота вращения вала ТНВД в момент прекращения подачи топлива, давление открытия нагнетатель-ных клапанов, угол начала нагнетания и конца подачи топлива по повороту вала ТНВД и чередование пода-чи секциями ТНВД, угол действительного начала и конца впрыскивания топлива (при диагностировании), характеристика автоматической муфты опережения впрыска, поддержание заданной температуры.
Для диагностики ТНВД распределительного типа дизельной системы впрыска с электронным управлением, применяется специальная приставка модели ДД-3800, которая позволяет сымитировать работу электронного блока управления автомобиля и поддерживать обратную связь с ТНВД, применяется для только для насосов типа Bosch VE, с резистивным или индуктивным датчиком.
Не стоит забывать о том, что при ремонте ТНВД необходимо иметь в наличии специальный инст-румент который позволяет проводить сборку, разборку и регулировку ТНВД. Завод так же предлагает не-сколько типов ДД-3300 набор спец. инструмента для обслуживания ТНВД автомобилей КАМАЗ, ДД-3400 набор спец. инструмента для обслуживания ТНВД типа 4ТН, 6ТН, ЛСТН, УТН-5 дизелей типа ЯМЗ-238, ДД-3700 на-бор спец. инструмента для обслуживания ТНВД типа BOSCH VE.
Для диагностики современного дизеля с электронным управлением необходимо иметь сканер для считывания кодов неисправностей с ЭБУ. Здесь спектр предложением достаточно широк, конечно лучше приобретать универсальный сканер, универсальность его заключается в том что он может работать практи-чески с любой маркой автомобиля, но здесь выбор только за потребителем и рекомендациями своих знако-мых. Дать хорошую оценку работы с дизельными двигателями можно сканеру английской фирмы Lucas, сканеру Laser 2000, но его цена оставляет желать лучшего.
В заключении хочется отметить, необходимый атрибут в любом сервисе – это хорошая литература. Наиболее полными пособиями по дизелям можно отметить издания выпускаемые фирмой Autodata и руко-водства предлагаемые заводом "МОПАЗ": руководство по ремонту и регулировки отечественных ТНВД, руководство по ремонту и регулировки ТНВД КАМАЗ, руководство по ремонту и регулировки ТНВД BOSCH VE, Diesel Data 2002 (регулировочные данные по диз. моделям 1988-2002 гг.), системы впрыска топлива дизельных двигателей Том 3 модели 1990-93 гг, системы впрыска топлива дизельных двигателей Том 4 модели 1994-97, системы управления дизельными двигателями Том 5 1996-2000 гг.

Проделав математические расчеты получаем сумму для оснащения участка в районе 350 000 – 400 000 руб. Остается только один вопрос как и у всех, период окупаемости данного оборудования? Здесь все зависит в большей степени от правильного менеджмента. Никогда ни стоить думать о том что клиент "поедет" на ре-монт сам, сервис должен предложить ему эти услуги. Если речь идет о организации которая приобретает оборудование для своих собственных нужд, то здесь необходимо рассчитывать сколько средств она может сэкономить производя ремонт самостоятельно, а не делая его на стороне и сколько его техника отработает без ремонта, причем экономия на дизельном топливе при правильно отрегулированном ТНВД составляет порядка 20%. Хотя такая организация может спокойно развить коммерческий ремонт. Другое дело обстоит когда оборудование приобретает автосервис и это инструмент который должен приносить прибыль и доста-точно быстро окупиться. При хорошей организации работ сервис может выйти на ремонт от 20 до 40 ТНВД в месяц, сумма ремонта достаточна разная, она может колебаться в среднем от 3 000 руб. до 15 000 за ТНВД, по оценкам прибыль данной деятельности составляет не менее 25%, т.к. по мимо средств которые сервис получает за ремонт, диагностику и регулировку, можно получать прибыль и на замене запчастей.
Делая не сложные математический расчеты получаем: 25 ТНВД в месяц, в год 25 х 12 = 300 ТНВД, возьмем среднюю стоимость ремонта 7 000 руб., 300 х 7 000 = 2 100 000 руб. в год, рентабельность 25% - 525 000 руб., теперь Вы сами можете сделать выводы. Такая рентабельность применима как и для автосервисов, так и для тех кто приобретает оборудование для себя. Так что делайте выводы и принимайте решение.















Анализатор герметичности цилиндров


Дизельный компрессометр


Прибор для оценки состояния плунжерных пар ДД-2115


Стенд ДД-1002 для встроенной проверки ТНВД позволяет выводить данные измерений на экран монитора


Стенд для регулировки ТНВД дизельных двигателей


Прибор ДД-2110 для испытания форсунок


Прибор ДД-3800 для имитации сигналов электронного управления

наверх
 
© 2000 - 2009 ОАО "МОПАЗ" Тел./факс: (48431) 2-68-90 E-mail: mopaz@mopaz.ru
 
Rambler's Top100